Экофеминизм призывает к радикальной борьбе

Я бы хотела сказать несколько слов о связи экологии с феминизмом. А точнее о неразделимости сексизма и разрушения экосистем нашей планеты, патриархата и той экологической катастрофы, которую мы сейчас наблюдаем.

Идеология патриархата зиждется на правиле превосходства одних над другими, на пирамиде иерархической вертикали, которая  легализует и оправдывает эксплуатацию одними людьми – других, а так же животных и природу в целом, декларируя, что те, кто стоят на вершине этой пирамиды (то есть белые мужчины) имеют право обладать всеми, кто находится ниже, и распоряжаться их жизнями по своему усмотрению. Женщины принадлежат мужчинам, животные людям и так далее.

Эссенциалистский феминизм в каком-то смысле не зря говорит о том, что женщины более близки к природе, чем мужчины: в патриархатном обществе действительно проводятся навязчивые параллели когда и женщин, и саму природу называют примитивными и неразумными, противопоставляя рационально-упорядоченному мужскому. Мужчина провозглашается покорителем, завоевателем, хозяином. Таким образом, декларируется его право повелевать, так как «он знает лучше», и эксплуатировать, так как он в праве сильного. Изнасиловать женщину, расстрелять с вертолета стадо вымирающих архаров, вырубить реликтовую рощу – все это действия, направленные на поддержание (или формирование) статуса «настоящего мужчины», альфа-самца.

В России наступление на природу, происходит точно так же как наступление на права женщин: ограничение доступа к абортам, репродуктивный прессинг как со стороны государства, так и со стороны набирающей власть церкви. То есть наше общество рассматривает и женщину, и природу исключительно как ресурс. В Красную Книгу в группу «обратить внимание» помещают виды, которые уже давно почти не встречаются, чтобы не выделять средства на поисковые и охранные мероприятия, а так же чтобы спокойно застраивать элитным жильем заповедные места. Женщин принуждают рожать детей, при этом не заботясь об  улучшении медицинских и материальных условий. Никого не волнует, как матери будут выживать, в каких условиях будут расти дети, главное чтобы был прирост. Эту ситуацию с одной стороны подогревает еще и набирающий обороты национализм: в СМИ частенько появляются темы об антиславянском заговоре, о том, что «понаехавшие» некоренные жители скоро вытеснят своей численностью «белых», мол «их женщины» рожают по десятку детей, а «наши» не хотят. Этот дележ женщин на «своих» и «ихних» тоже очень показателен: популярным становится расистский мем о том, что приезжие насилуют местных женщин, при чем он поддерживается и распространяется даже самой полицией. Вопреки антропологическим исследованиям, которые говорят, что межрасовые изнасилования в мирное время — редкость. Это наш, местный миф о черном насильнике.

Патриархатный русский мужчина со славянскими корнями — верхушка патриархатной иерархии нашего общества: это его земля, его леса, реки, точнее природные ресурсы, животный мир существует исключительно чтобы он имел возможность время от времени поохотиться, почувствовать себя настоящим добытчиком, либо, для особо продвинутых, иногда сфотографироваться на фоне вымирающих видов в амплуа спасителя; это его женщины, его дети, и его враги — другие мужчины, которые покушаются на его «собственность». Показательным примером является «глава государства»: он регулярно произносит с экрана речи ненависти по отношению к врагам, коими являются некоторые государства, «террористы», а так же геи в качестве предавших маскулинность мужчин. Периодически он позирует в виде покорителя, повелителя и одновременно спасителя природы: то с амурским тигром снимется, то с леопардом, то с белым китом, то полетает со стерхами. То, что при этом животные, находящиеся на грани вымирания, выдергиваются из привычной среды, накачиваются наркотиками, а некоторые и просто погибают в процессе подготовки этих постановок — остается за кадром. Большая часть резиденций президента построены в заповедниках, как и резиденций его приближенных. Элитным развлечением для элитных русских мужчин является охота на вымирающих животных, а точнее их массовый расстрел с вертолетов пулеметами… Поддержание некоторыми мужчинами своего статуса альфа-самца обходится природе и остальному человечеству слишком дорого.

Для патриархатного общества принуждение женщин к размножению независимо от их желаний и возможностей — то же самое что и принудительное осеменение самок крупного рогатого скота для мясо-молочной индустрии: нужно воспроизведение, а желательно и наращивание численности, а женщины на то и самки чтобы рожать. А чего они хотят сами не важно, мужчина на то и венец творения, чтобы решать за всех.

Мы ужасаемся единичным изнасилованиям, истории о массовых изнасилованиях в военное время повергают нас в шок. Но в то же время поставленные на поток массовые изнасилования самок других видов в тюрьмах мясо-молочной промышленности нам кажутся нормой. Если мы оправдываем эти преступления тем, что животные для этого и рождаются, то почему нас так возмущает, что насилуя нас, мужчины повторяют то же самое: женщины рождены для этого, это наше предназначение – быть собственностью мужчин, как завещал патриархат.

Для обслуживания культа священной маскулинности разрешено, и даже считается нормальным устраивать убийства не только отдельных животных как на охоте или корриде, но и целых видов, например, тех, чьи части тела считаются способными вызвать и поддержать эрекцию священных мужских членов. И это не только «какие-нибудь» насекомые и змеи, но и крупные млекопитающие: так, в 2011 году был признан окончательно вымершим Черный африканский носорог, порошок из рога которого считается афродизиаком. Подчеркну: это всего лишь миф, и всего лишь эрекция члена.

Патриархат – это отношение не только к женщинам как к бездушному ресурсу, но и ко всему животному и растительному миру нашей планеты. К планете в целом. Идеология патриархата приучает нас не воспринимать планету как нечто живое и динамичное, хотя она сформировалась такой, как мы ее знаем, именно благодаря живым организмам, обитающим на ней. Это огромная, но единая система, пронизанная горизонтальными связями, где все взаимосвязано, где невозможно забрать что-то или разрушить и не получить цепную реакцию: исчезновение всего одного вида, на наш, спиешистский взгляд, самого «ненужного» вызывает изменения в данном биогеоценозе, что вызывает изменения в соседних ценозах и так далее по экспоненте. Патриархатный способ взаимодействия сверху вниз  – от эксплуатирующего к эксплуатируемым, от сильного – к слабым, от альфа-самца – к женщинам и ресурсам – именно он привел нас к сегодняшней экологической и социальной катастрофе. Следствием патриархатного отрицания обратных связей, взаимопомощи, поддержки, ответственности, права всех живых существ на жизнь, на жизнь без страданий являются деградация биосистем, непрекращающиеся войны, загрязнение планеты, медленная, но, увы, уже необратимая гибель Мирового океана как мы его знаем.

Я убеждена, что как феминистки, анархистки, профеминисты — мы должны бороться против самой системы патриархата, а не отрубать отдельные головы этой гидры. Только тогда наша борьба имеет смысл.

Источник